26 февраля 2018

Простота по ту сторону сложности

Освещенность: забудьте про нормы

О том, что основной величиной для оценки проекта служит освещенность и что есть почти сакральная цифра 500 люкс, знают даже люди, далекие от светотехники. Любопытно, что и для части работающих в отрасли и их заказчиков это знание лежит в фундаменте профессиональных практик.

Случай из практики: в техническом задании ритейлера зафиксирована лишь одна нормируемая цифра уровня освещенности. Достаточно ли этого, даже если это ТЗ ритейлера из топ-10 федерального списка? Так, например, одна известная сеть детских товаров требует от своего партнера по свету добиться 1200 лк горизонтальной освещенности на рабочей плоскости. Другая крупная сеть продовольственных товаров еще совсем недавно на рабочей плоскости хотела видеть в среднем 600 лк.

Первое, что бросается в глаза даже не специалисту: почему нормируется горизонтальная освещенность на высоте 0,8 метра от пола? Много ли рабочих столов (или похожих на них товарных выкладок) в торговых залах? Практика показывает, что даже если горизонтальная освещенность очень высока, товары могут быть освещены плохо. Аудит освещения магазинов вышеупомянутой сети детских товаров показывает, что вертикальные освещенности товарных выкладок едва достигают грустных 300 лк.

Свет — система сложная. Нормы (как всеобщие, так и корпоративные) задают лишь ориентиры, минимально приемлемые требования. Но этого слишком мало, чтобы автоматически получить качественное решение. Значимые детали формирует проектный партнер по свету. Особенно это справедливо для освещения торговых пространств.  Детально пронормированные требования к аварийному и эвакуационному освещению и гигиенические нормы по САНПиН никак не помогут создать уникальную атмосферу бренда и эффективный продающий свет.

Свет и требования формата

Профессиональный проектный партнер по свету позаботится о том, чтобы детские игрушки, продукты питания, одежду освещать по-разному. Учтет разнообразие форматов. Гипермаркет и бутик детской одежды решают разные задачи и требуют разных подходов к свету. Подумает о целевом покупателе. Для подростков вполне подойдет контрастный полумрак, напоминающий вечеринку. Магазин, в котором хотя бы часть покупателей люди пожилые, необходимо сделать светлым. Ведь с возрастом потребность в свете возрастает по экспоненте.

Так почему же все-таки не только можно, но даже нужно забыть про нормы? Что в них плохого?

Главный элемент осветительной установки

Даже специалисты-светотехники иногда оказываются в плену цифр. Например, на простой с виду вопрос о том, насколько освещенность в 1000 люкс больше освещенности в 500 люкс, подавляющее большинство, не задумываясь, ответит, что вдвое. И ошибется на порядок, поскольку фактическая разница по всем законам восприятия составляет лишь одну-две ступени контраста, то есть всего лишь 10-20 процентов (!).  Человек легко справляется со зрительной работой при 0,01 люкса в лунную ночь и при 100 000 люкс в солнечный день. И восприятие освещенности носит далеко не линейный характер.

Так чем же отличаются среди профессиональных светотехников люди, которых можно действительно назвать мастерами с большой буквы? Древние говорили, что Человек есть мера всех вещей. С мыслью о главном компоненте осветительной установки — Человеке — проектируют эксперты по освещению.